Рус
Бел
Eng
Адрес: 211220, Витебская область,
г.п. Лиозно, ул. Ленина, 79/2
Е-mail: info@lioznorik.by
(для деловой переписки)
обращения.бел - для обращений граждан и юр.лиц
Телефон: 8 (02138)  5-22-61, 5-25-71, факс: 5-25-69

ВКонтакте: Лиозненский райисполком
Telegram: Лиозно. Официально
   
Мемориальный комплекс «Адаменская горка» Районный военно-исторический музей Памятный знак «Танк» Аллея Славы Автостанция Железнодорожный вокзал Районный центр культуры Центр Лиозно Природа Лиозненщины
Мемориальный комплекс «Адаменская горка»

Актуальная информация

9 марта 2023

15 марта - День потребителя, который в 2023 году пройдет под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес»

  В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Данная тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей. 

   Ежегодно 15 Марта в Республике Беларусь отмечается «День потребителя». Такое решение принято Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 35 «О внесение дополнения и изменений в Указ от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь»». 

  Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 г. – через два десятилетия после речи президента США Джона Ф.Кенеди. В своей речи он провозгласил четыре основных права потребителя: на информацию, на выбор, на безопасность и право быть услышанным. Позднее к ним были добавлены еще четыре права: на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду и право на возмещение ущерба. 

  В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З № «О защите прав потребителей», любой потребитель имеет право на: 
− просвещение в области защиты прав потребителей; 
− информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях); 
− свободный выбор товаров (работ, услуг); 
− надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы); 
− возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда; 
− государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством; 
− общественную защиту своих прав; 
− создание общественных объединений потребителей. 

  В 2023 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Исследования, проводимые отделом торговли и услуг, показывают, что ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос и подрывающей экономическое развитие, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей. 

   Тема, ставшая приоритетной в текущем году, призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителями и бизнесом. Каждый человек, живущий на планете, строго индивидуален. Но есть моменты, которые объединяют потребителей. Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. 

  Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление более рационально и доставляет ему большее удовольствие. Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости. В несправедливых ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. 

  Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране и был принят Закон "О защите прав потребителей". 

 Потребители узнали, что если не удается договориться в устной форме о замене того или иного товара, необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением об обмене товара надлежащего качества, не подошедшего по размеру, фасону, расцветке, форме, с претензией – при продаже товара ненадлежащего качества. Причем копия претензии отдается продавцу, но обязательно - под подпись на втором экземпляре, который остается у покупателя для дальнейших действий. 

 О том, как рассматриваются жалобы потребителей, производится их консультирование и оказывается помощь в составлении исковых заявлений по выявленным фактам нарушений законодательства для обращений в суд. Очень часто потребители обращаются по фактам покупок некачественных телефонов, некачественной обуви. Часто нарушаются договоры купли-продажи, связанные с установкой пластиковых окон. Не исключен вариант, когда продавец не захочет даже разговаривать. Тогда прямая дорога в суд. 

 Грамотный потребитель - это стимул субъекту бизнеса для выпуска качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом. 

 ПРАВО НА КАЧЕСТВО 
Чаще всего граждане сталкиваются с проблемами при покупке товаров в розничной торговле, где продавцы придумывают самые различные уловки, чтобы не остаться внакладе. К примеру, организуют распродажи или уценку и вешают на кассе табличку, что купленный по акции товар «возврату и обмену не подлежит». Такие действия предпринимателей являются незаконными. Нужно помнить, что потребитель имеет право на качество. Такая норма прописана в законе. Это значит, что товар должен быть безопасным, на нём должна быть указана информация, где, когда, кем был произведён товар. Покупатель имеет право на возврат или замену, право на возмещение ущерба. Причём законодательством чётко указано, что все эти нормы распространяются на ЛЮБОЙ товар, независимо от того, куплен ли он просто в магазине или на распродаже, или даже по какой-то причине был уценён. 

 ВОЗВРАТ И ОБМЕН 
Вернуть или обменять товар надлежащего качества покупатель может в течение 14 дней. Покупка могла разонравиться, не подойти по размеру или цвету. Основные условия, при которых возврат или обмен можно осуществить без проблем: товар не был в употреблении, сохраняет свои функции и не входит в список товаров, не подлежащих обмену. Также нужен документ, подтверждающий приобретение товара именно у этого продавца, то есть товарный или кассовый чек. Как правило, обменять качественный товар на аналогичный или вернуть его никаких проблем не составляет. Продавец на это легко соглашается. Правда, деньги за покупку могут вернуть не сразу. По закону в течение 10 дней их могут перевести на карту, выплатить наличными либо даже отправить почтовым переводом. Однако лекарственные средства и изделия медицинского назначения; нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, меха искусственного, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки, клеенки; абонентское устройство сотовой связи не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней как товар надлежащего качества, хотя и не были в употреблении. Перечень изделий медицинского назначения указывается в нормативных документах. 

 ЕСЛИ ОБНАРУЖЕН НЕДОСТАТОК 
Другое дело, если товар оказался некачественным. В этом случае продавец часто идёт на всевозможные уловки, чтобы не возвращать деньги или не обменивать товар. Если покупатель, обнаружив в товаре изъян, пришёл к продавцу, а тот ему отказал, дальше всё общение должно идти в письменном виде. Потому что в случае обращения в суд потребуются именно письменные доказательства, то есть документы. Мы часто сталкиваемся, что продавец или сотрудник магазина не хотят брать претензию у покупателя. На этот случай у нас есть Почта. Отправляете заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Причём лучше отправлять письма в оба адреса компании – на фактический и юридический. В шапке письма обязательно нужно указать, что это именно претензия, написать точное название и адрес предприятия и не забыть про свои данные. В претензии следует отметить, что были нарушены права потребителя, потому что был продан некачественный товар. И обязательно написать, что продавец должен сделать для того, чтобы конфликт был исчерпан. Претензия должна содержать информацию о том, как восстановить нарушенные потребительские права: либо вернуть деньги, либо поменять товар, либо снизить стоимость товара. Потому что возмещение может быть как полным, так и частичным. К претензии прилагается копия кассового чека. Оригинал при этом остаётся у гражданина – он может пригодиться в суде. В течение 10 рабочих дней продавец должен ответить на претензию. Вариантов тут два: либо он соглашается на ваши условия, обменивает товар или выплачивает деньги; либо вам отказывают. 

 ЕСЛИ ОТКАЗАЛИ 
Далеко не все продавцы оказываются добросовестными. Тогда прямая дорога в суд. В исковом заявлении в первой его части нужно изложить фабулу конфликта, то есть всё то же самое, что было написано в претензии. А затем указать, что в адрес продавца была направлена претензия, на которую он не ответил либо ответил отказом. И по этой причине покупатель просит суд расторгнуть договор купли-продажи (потому что при любой покупке продавец и покупатель вступают в договорные отношения) и взыскать с продавца стоимость товара. Нужно отметить, что, если претензии возникли по качеству товара, тогда необходимо проведение экспертизы, которая должна установить, был ли, к примеру, телефон испорчен по вине покупателя или он изначально был продан ненадлежащего качества. По закону экспертизу должен провести и оплатить ответчик, то есть продавец. Но он часто делает вид, что слыхом не слыхивал об этом. Поэтому экспертизу придётся делать самостоятельно, а затраты включить в сумму неустойки. Также в исковое заявление включается требование о взыскании судебных издержек и затраты на адвоката. 

 Будьте бдительны, потребители! Изучайте свои права потребителя! 
 В рамках государственной защиты прав потребителей отделом экономики Лиозненского районного исполнительного комитета за 2022 год рассмотрено 1 письменное обращение гражданина в сфере торговли. Субъекту торговли вынесено предписание об устранении нарушений.

 Традиционно в рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. В Лиозненском райисполкоме 15 марта 2023 г. будет проводится «горячая линия» по вопросам потребительской тематики по телефону 8 (02138) 5-04-44 с 10.00 до 11.00.
Основным источником получения информации о жизнедеятельности района для Вас является:
Результаты


Интернет-ресурсы